МИМИКА


МИМИКА
– См. Выразительные движения.


* * *
(греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов. Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь. Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях. Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений. Далее приводится описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:

- рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”;

- голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника;

2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):

- голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;

- глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;

- брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;

- неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой;

- шумное дыхание;

- сжатые кулаки;

- обнажение клыков;

- гиперемия склер (“глаза налиты кровью”);

- зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты;

3. Досада:

- злобное выражение лица;

- выражение напряжённой мысли;

- отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией);

4. Жеманство:

- преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;

- замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;

Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане;

5. Зависть (по описанию Овидия):

- медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);

- бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);

- косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);

- отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей;

6. Закрытость:

- скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);

- сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);

- ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);

- скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступть в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.

7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):

- брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;

- поперечные складки на переносье;

8. Негодование (благородный, праведный гнев):

- брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);

- руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);

- на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет);

9. Недоумение (растерянность):

- застывание на одном месте и в одной позе;

- признаки остановки мысли;

- разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);

- полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать);

10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):

- плотное сжатие губ;

- напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений;

11. Отвращение:

- отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд;

- нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);

- сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;

- приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);

- угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);

- язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;

- туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;

- рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости);

12. Открытость:

- развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);

- частое поднятие плеч (означает: “всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);

- расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);

- наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения);

13. Печаль:

- брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;

- в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;

- на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);

- глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (“потухший взор”);

- уголки рта опущены (“кислое выражение лица”);

- темп движений и речи замедлен;

14. Подобострастие:

- преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);

- отсутствие признаков напряжения ума;

- отсутствие признаков напряжения воли;

15. Подозрительность:

- неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;

- взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение);

- слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);

- тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);

- признаки злобы;

16. Радость:

- брови и лоб спокойны;

- нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;

- “гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;

- рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;

17. Раскаяние:

- выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);

- выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании);

- сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);

- плач с закрытыми руками глазами;

- отдаление от других людей;

18. Расположение к кому-либо:

- наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);

- рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости);

- взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);

- покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;

- прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);

- приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;

- закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно;

19. Самоуверенность:

- отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);

- гордая, прямая поза;

- пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;

- руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);

- высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;

- неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;

- выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;

- расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”);

- вгляд, исходящий над очками;

20. Скука:

- глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);

- голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);

- машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;

- пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений;

21. Смущение:

- голова поворачивается в сторону от наблюдателя;

- взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;

- улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);

- дотрагивание рукой до лица;

22. Сомнение:

- слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;

- опущенная голова;

- опущенный взор;

- руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);

- приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”);

23 Страх:

- поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;

- широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);

- поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;

- брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);

- рот открыт (“отпала челюсть”);

- углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);

- поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);

- застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);

- сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);

- напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;

- дрожь в руках, ногах, во всём теле;

24. Стыд:

- прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;

- взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;

- веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”);

- умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);

- тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”);

- тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаься незаметным, чтобы его не видели;

- поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);

- внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);

- заикание, спотыкания в речи;

- краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций;

25. Тревога:

- беспокойный, бегающий взгляд;

- суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);

- тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);

- дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);

- крики, плач;

- бледность кожи;

26. Удивление:

- высокое поднятие бровей;

- открытие рта;

- разведение рук в стороны;

- сильное напряжение внимания;

- сильное напряжение мысли;

27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):

- признаки радости;

- признаки печали;

- слёзы;

28. Умственное напряжение:

- две вертикальные складки на переносице;

- нависание бровей над глазами;

- брови из дугообразных делаются горизонтальными.



* * *
Изменение выражения лица, возникающее в связи с лабильностью тонуса мышц лица, отражающей прежде всего особенности эмоционального состояния человека.


* * *

(от греч. mimikos – подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др.


* * *
См. невербалика. Мысли наши написаны у нас на лбу и бросаются в глаза другим (О. Бальзак, Евгения Гранде).


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "МИМИКА" в других словарях:

  • мимика — см. выразительные движения. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • МИМИКА — (греч., от mimiomai подражаю). Искусство выражать мысли и чувства не словами, а лицом и телодвижениями; существенная часть театрального искусства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИМИКА греч.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мимика — и, ж. mimique f., нем. Mimik <гр. mimikos подражательный. Движение мышц, лица как выражение внутренних переживаний. БАС 1. Подражание, действие того, кто кому или чему подражает; слово относится до искусства Актеров. Ян. 1804 2 801. Принцесса… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МИМИКА — МИМИКА, мимики, мн. нет, жен. (от греч. mimikos). Движения мышц лица, как выражение внутренних психических состояний. Мимика лица. Показать что нибудь мимикой. «Он говорил с чрезвычайной живостью, с резкой мимикой.» Герцен. || Уменье, способность …   Толковый словарь Ушакова

  • мимика — См …   Словарь синонимов

  • Мимика — искусство выражать мысли не словами, а движеніями лица и тѣла вообще. Мимикъ владѣющій мимикой. Ср. Не довольствуясь своимъ ораторскимъ даромъ и прыткостью рѣчи, которая неслась какъ изъ лопнувшаго насоса, онъ находилъ еще нужнымъ дополнять ее… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Мимика — имитация для того, чтобы послать ложный сигнал. По английски: Mimic См. также: Информационная асимметрия Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • МИМИКА — (от греч. mimikos подражательный) выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре важный элемент актерского искусства …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИМИКА — МИМИКА, и, жен. Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Выразительная м. | прил. мимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МИМИКА — жен. искусство объяснять мысли и чувства свои не словами, а лицом, телодвижениями; сценическое, театральное искусство. Мимический, к искусству сему относящийся. Мимик муж. искусный в мимике. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • МИМИКА — (от греч. mimikos – подражательный) выражение мыслей, чувств и порывов желания с помощью движения мышц лица и ужимок. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «МИМИКА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.